Что общего между изучением языков и музыкой? — Блог Ивана Боброва

Что общего между изучением языков и музыкой?

2553700_3d963f83Представьте, что Вы только что пришли после работы, вкусно покушали, забрались под теплое шерстяное одеяло, желая отдохнуть после тяжелого дня. Только Вы включили телевизор или взялись за любимую книгу, Вас осеняет мысль: Вы же ничего не сделали по английскому! Вам же столько всего назадавал на курсах Ваш преподаватель/репетитор, а Вы просто падаете от усталости и последнее, чем хотите заниматься — так это зубрежкой таблицы неправильных глаголов. К счастью, у участников моего недавнего онлайн-семинара «Секреты свободного английского PRO» такой проблемы больше нет! Они уже получили МЕГАТОННУ полезной информации о том, как учить языки с помощью музыки, и теперь знают, как делать это, применяя альтернативные методы. Потеря сил от английского теперь им точно не грозит! Так как же заменить скучные упражнения на любимую музыку, а усталость и упадок сил — на радость и энтузиазм? Об этом — в сегодняшней статье!

О том, почему о музыке иностранного языка стоит задуматься еще до его изучения, я уже писал в предыдущих постах. Там же Вы найдете действенные советы, которые помогают значительно «оживить» изучение любого нового языка. Но почему они работают и какие научные исследования стоят за этими принципами? Ответы на эти вопросы дает George Tsoulas в своей небольшой статье…


Если верить Платону, музыка — это то, что глубже всего проникает в тайники души. Известные мыслители, от Локка до Лейбница и от Мельница до Хомского, считали язык зеркалом или окном в разум. Как пишет американский психолог Анирудх Патель (Aniruddh Pattel):

Язык и музыка определяют нас как людей

Это две грани единой когнитивной системы. Под «капотом» мозга проходят несложные вычислительные операции, принимающие базовые элементы, такие как слова или простые звуки и поочередно объединяющие их. В результате рождаются более структурированные объекты вроде естественно звучащих предложений или мелодичных музыкальных фраз.

Всё это — пока только в уме, но оно должно случиться, прежде чем язык сможет вырваться наружу в виде речи, текста или музыки, принимающих форму выступления или простого постукивания ногой в такт мелодии.

Но возникают новые вопросы о взаимосвязи между музыкой и языком: влияет ли музыкальное образование и практика на то, как мы учим языки? Помогает ли это лучше освоить второй или третий язык? С другой стороны, было бы здорово узнать, помогает ли свободное владение более чем одним языком быстрее научиться играть на музыкальном инструменте. А люди, которые говорят на двух, трех или четырех языках — иначе ли они слушают музыку?

(Иван: О примерах таких людей я уже писал в статье «Революционный подход к изучению иностранных языков» :) )

Преимущества двуязычности

Несколько исследований показали, что двуязычность, музыкальная подготовка и занятие музыкой защищают нас от слабоумия и снижения умственных способностей в дальнейшей жизни. Как отметили в своей статье за 2009 год канадские психологи Эллен Белосток и Анн-Мари ДеПапе (Ellen Bialystok and Anne-Marie DePape), механизмы, ответственные подобное влияние, изучены довольно слабо (в большей степени в музыке, чем в языке). Но они указывают на некоторые интересные возможности.

Несколько экспериментов, описанных в статье финской исследовательницы в области музыки и образования Рийи Миловановой (Riia Milovanov) и ее коллегами в 2011 году показали, что владение более чем одним языком, а также развитый музыкальных слух соответствуют более высокому уровню исполнительского контроля. Это механизмы, отвечающие за общее управление умственными ресурсами и процессами, в том числе за переключение внимания, кратковременную память, мышление и переключение между задачами.

Другие исследования, рассмотренные в той же статье, показали, что музыкальное образование соотносится с лучшей обучаемостью языкам. Оказалось, что студенты, имеющие музыкальный опыт, лучше произносят звуки второго языка и замечают значимые контрасты между его звуками.

(Иван: Вот это действительно так. Помню, с каким скрипом я начинал учить английский, а когда выучил, удивился тому, с какой легкостью у меня пошли французский и испанский. Уже тогда мой мозг был готов воспринимать более широкий диапазон звуков, чем когда я знал только русский и украинский).

Тесная взаимосвязь

Исследования концентрируются в основном на преимуществах музыкальных знаний для произношения и восприятия звуков иностранного языка. В серии исследований Милованова и ее коллеги обнаружили, что у детей и взрослых, говорящих на финском языке, музыкальные способности сильно связны с лучшим произношением в английском. Это может быть связано с тем, что нейронные скопления и пути частично распределены между языком и музыкой. Поэтому люди с более высокими музыкальными способностями больше пользуются правым полушарием своего мозга (традиционно отвечающим за музыку) для обработки звуков языка.

Существует ряд доказательств, указывающих на расхождение речи и музыки. В соответствии с ними музыка и язык обрабатываются в разных полушариях мозга: язык — в левом, а музыка — в правом. Но, с другой стороны, американский психолог Диана Дойч (Diana Deutsch) показала, что есть существенная связь между способностью говорить на китайском, вьетнамском или любом другом тональном языке и совершенным или абсолютным слухом. Это опять-таки указывает на тесную взаимосвязь между музыкой и речью.

(Иван: Фокус в том, что с каждым новым фонетически освоенным языком Ваш мозг начинает улавливать более широкий диапазон звуков, по сравнению с человеком, который понимает только один язык. Но верно и обратное: чем больше звуков Вы уже способны воспринимать благодаря активному прослушиванию музыки или пению, тем больше языков Вы сможете «расслышать» еще до того, как начнете учить их грамматику…)

Ритм и мозг

Но речь — одно из проявлений языка. В более недавнем исследовании американский ученый Рейна Гордон (Reyna Gordon) и ее сотрудники обнаружили, что детское восприятие ритма также оказывает значительное влияние на то, как они пользуются различными морфологическими и синтаксическими особенностями языка вроде употребления глаголов в прошедшем времени.

В более ранних исследованиях сравнили реакции мозга на предложения, заканчивающимися на “несочетаемые” слова, такие как существительные в единственном числе вместо множественного: «Джон играл с тремя ребенок», а также на музыкальные последовательности с «несочетаемыми» аккордами. Исследователи обнаружили между ними значительную взаимосвязь, убедительно доказав, что лингвистический и музыкальный порядок перекрываются в мозге.mozg-muzchiny

Также существуют убедительные доказательства того, что в обработке языковой и музыкальной информации задействованы похожие ментальные ресурсы. В сочетании с формальным сходством, значительная часть того, что называется универсальной грамматикой (начальное состояние врожденных способностей к языкам), также лежит в основе музыкальных способностей. Самая сильная и смелая гипотеза состоит в том, что, помимо своих основных элементов, язык и музыка фактически идентичны.

(Иван: И я осмелюсь эту гипотезу поддержать. А иначе «7 фишек изучения языков через музыку», просто бы не работали ни у меня, ни у десятков тысяч людей в мире, которые уже активно их применяют:) )

Учитывая всё то, что известно о пластичности мозга и изменениях в синаптических и нервных путях  в ответ на тренировку какого-либо навыка на протяжении всей жизни, не удивительно, что более широкое использование языка отражается на музыкальных способностях и наоборот.

Перевод: Иван Бобров
Автор статьи: George Tsoulas

Оригинал статьи, использованный при написании этого поста, — «Explainer: how are learning languages and music linked» — доступен по вот этой ссылке.

Так то, друзья! Без тени сомнения могу Вам сказать: язык = музыка, которая Вам должна нравиться. Просто не забывайте ее почаще слушать, например, в моей «Музыкотеке»!

С верой в Ваш успех,
Иван Бобров


А Вы пользуетесь музыкой для изучения языков? Поделитесь в комментариях!

Комментировать или задать вопрос